ВЕДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СОВРЕМЕННЫЙ МИР

Свами Джьётирупананда

 
 

Ведическим знаниям – достоянию не только Индии, но и всего человечества – уже много тысяч лет. С тех пор как они были открыты людям, мир очень изменился; множество культур и цивилизаций, оставив свой след, исчезло с лица земли. Но Индия, страна, не только отразившая данные ей знания в Ведах, но и подтвердившая их действенность своим жизненным опытом, сейчас находится накануне нового расцвета. Ведическая цивилизация продолжает развиваться, и это поистине достойно удивления. В чем причина такой жизнеспособности? Причина в том, что ведическая цивилизация была прежде всего духовной цивилизацией, и ее стрежнем являлись вечные знания. Но что же это за знания?
Западная цивилизация считает знаниями то, что человек может воспринять с помощью своих чувств и ума. Но Индия, цивилизация, которую питают Веды, считает, что ведические знания были получены необычными людьми и необычным образом. Вы поймете это, если глубоко проанализируете ведические священные тексты. Вы поймете это, читая Библию и Коран – священные книги, которые тоже были записаны необычными людьми. Почему? Потому что заложенные в них знания пребывают в Боге и от Него исходят, а значит – могут быть восприняты сердцами только самых чистых душ. Ведические тексты говорят о мудрецах, ум которых был настолько чист и просветлен, что они смогли воспринять и сохранить знание Истины. Они говорят, что если в мире появятся столь же чистые души, они точно так же смогут воспринять эти знания.
Перед нами есть пример великого индийского святого Рамакришны, который в мирском плане был неграмотен и не умел извлекать знания из книг. Но он воспринял ведическое знание своим чистейшим сердцем. Он сам о себе говорил: «Я необразованный человек. Это Мать говорит через меня. Это не я, это Она дает все эти истины». Таковы и все подлинные священные тексты – через них говорит сам Бог.
Высшие знания даются Богом и его посланниками для всего человечества. Поэтому, когда люди говорят, допустим, что истинно лишь Евангелие, или только Коран, или верна лишь Трипитака – фундаментальная книга буддизма, тогда они как бы присваивают эти знания и тем самым лишают их универсальности. Люди начинают говорить: «Если я последователь Магомета, разве я должен уделять какое-то внимание учению Христа?». Или: «Я последователь учения Христа, и мне неинтересно учение Будды». Они не видят, что во всех учениях говорится об одном и том же, но в разной интерпретации. Ведь все эти знания идут к нам из одного источника. Возьмем, например, Библию. Она содержит множество утверждений, которые полностью соответствуют положениям Вед и Упанишад.
Комплекс ведической литературы составляют прежде всего четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа, каждая из которых играет особую роль в духовной практике. Это огромное количество текстов. Одна только Ригведа состоит из 10 книг, называемых мандалами. В ней не менее 10 000 шлок – четверостиший. Остальные три Веды по своему объему близки к Ригведе. Многие ведические тексты и по сей день по древней традиции передаются из уст в уста по линии преемственности – от учителя к ученику.
Каждая Веда, именуемая самхитой (собранием гимнов) содержит множество разделов. Их части распадаются на мандалы (круги), содержащие в себе мантры. Мантры – это гимны, посвященные различным полубогам, каждый из которых играет особую роль в жизни Индии. Веды утверждают, что Бог един, но он может проявлять Себя по-разному, в различных формах. Например, некоторые ведические гимны прославляют Агни, бога огня, другие посвящены Варуне, богу Ветра, или Митре, богу Солнца. Веды говорят, что это все тот же Бог, ибо Он един. Он лишь проявляет себя в разных формах. Идея многобожия – лишь выражение многообразия Его проявлений. Ригведа говорит: «Высшая реальность одна, и мудрый человек видит различные выражения этой Реальности».
В ведические времена не было храмов. То, что предназначалось в жертву богам, сжигалось на священном огне. Огонь при этом возжигали на специальных алтарях, которым придавались особые геометрические пропорции. Из описаний этих ритуалов развились впоследствии геометрия, математика и астрономия. Их начала описаны в Браманах – разделе внешних ритуалов.
Постепенно из раздела внешних ритуалов выделился раздел внутренних практик, внутреннего постижения Бога. Древние мудрецы знали, что одних ритуалов недостаточно. Взор человека должен быть направлен внутрь себя. Многие мудрецы уходили в леса и там непрерывно размышляли о Боге. Совершая лишь минимальные внешние практики, они полностью погружались в медитацию. В этом состоянии они восприняли высочайшую истину, которую затем передали другим людям. Они описали свое внутреннее постижение в «лесных книгах» – «Араньяках». Из этих книг возник следующий раздел ведического знания – Упанишады, текстам которых в Индии придают огромное значение.
Проходили тысячелетия, менялись времена и поколения, менялась социальная жизнь и ритуалы. Менялась сама человеческая природа. За эти тысячелетия пришло множество пророков, которые давали ритуалы соответственно времени. Но Упанишады содержат вечные принципы, которые не меняются. Упанишады – это квинтэссенция, вершина, кульминация многовекового ведического знания. Принципы существования, изложенные в Упанишадах, применимы для каждого человека, для любой нации и любого времени.
На сегодняшний день сохранилось 108 Упанишад. Многие из Упанишад были утрачены со временем, некоторые мы не можем признать подлинными. Воспринять тот язык, на котором написаны Упанишады, и создать собственную Упанишаду достаточно просто. В VIII веке воплотился великий святой Шанкарачарья, составивший комментарии к 12-ти Упанишадам. Им мы придаем особое значение – прежде всего потому, что сам Шанкарачарья получил подтверждение этим знаниям через свой внутренний опыт. Этих 12-ти Упанишад достаточно для восприятия высших истин.
Сохранилось и множество духовных текстов, которые с незапамятных времен передавались от учителя к ученику. Не могло ли за это время накопиться огромное количество ошибок, спросите вы? Мы знаем, что все эти тексты сохранились в оригинале – такими, какими были изначально. Ни одно слово не исказилось при передаче. Те же ведические знания говорят о методах, благодаря которым можно передавать знания, сохраняя изначальный смысл слов. Многие тексты утрачены, потому что передавались через семейную традицию, а в семьях традиция могла прерываться или сами семьи исчезали. С ними исчезали и хранимые ими знания. То же нередко случалось и с философскими школами. Но те тексты, которые сохранились, остались неискаженными.
Есть ли автор у ведических текстов? Да, известны имена тех, кто их записывал, но Веды не придают этому значения, потому что это знание пришло непосредственно от Бога. Это знание о непосредственном переживании Бога, знание о Божественном творении, знание о природе человека. Такие знания невозможно воспринять через чувства или ум. Они не являются каким-то навсегда застывшим опытом древних мудрецов. Наоборот, на протяжении тысячелетий снова и снова появляются души, которые достигают совершенной чистоты, воспринимают знания непосредственно и передают их другим людям.
В знании, данном другими великими пророками, мы найдем выражение той же самой Истины. Эта Истина особенно полно отражена в Библии. Библия содержит множество утверждений, которые полностью соответствуют положениям Вед и Упанишад. Но случается, что люди, не достигшие просветления, трактуют их по-своему, и знание искажается.
Веды говорят, что существует три критерия для определения истины:
1. Тексты священных писаний.
2. Разум человека.
3. Наш собственный опыт и интуиция.
Способность воспринимать знания остается неизменной как в ведические времена, так и в наше время. Представим себе, что мы достигли необходимой чистоты для восприятия знаний. Как нам проверить себя? Сначала нужно найти подтверждение соответствия своего внутреннего опыта и интуиции Священным Писаниям. Затем вы должны проверить его с помощью логики. Этот анализ должен быть строг – следует определить, обоснованы ваш опыт и интуиция или нет. Если они подтверждены и Писаниями, и логическими умозаключениями, и личным опытом и интуицией – это знание подлинное.
Должны быть соблюдены все три критерия. Если вы просто приняли эти истины и не позаботились ни о логике, ни о внутреннем подтверждении, вы можете трактовать опыт совершенно произвольно и стать фанатиками собственных убеждений. Если кто-то будет вам возражать, вы ни за что не станете это слушать.
Опираться только на опыт Писаний опасно, поскольку ваш догматизм может принести людям вред. Если вы опираетесь лишь на логику, вы тоже не можете быть совершенно уверены в своей правоте. Ум все время будет сомневаться. Наш ум может подогнать реальную картину мира под то, что нам приятно или выгодно. Так что голая логика тоже не приведет нас к истине.
Наконец, личный опыт. Полагаясь на него, но не находя ему подтверждения в Писаниях и логике, вы будете подвержены всевозможным видениям, иллюзиям ума. Множество духовно устремленных людей становились жертвами таких иллюзий. Опыт нужно отдать на суд логики и подтвердить его Писаниями.
Современный западный мир не очень восприимчив к идее единства религии и философии. Философия и теология разделены, и их представители недолюбливают друг друга. Философия основывается на фактах и логике, воспринимаемых посредством чувств, а теология хочет поведать о божественном знании.
В ведический период эти методы были неразрывно связаны между собой, и это самый правильный подход. Философия как таковая не имеет ценности, если не ведет к постижению духовных знаний. И цель религии – также привести нас к познанию Бога.
Веды говорят, что не существует двух реальностей. Так говорит и учение Христа, и учение Магомета. Иудаизм также исповедует единобожие. Бог, согласно основным религиозным воззрениям, имеет определенные атрибуты – Он милосерден, всесилен, справедлив. Философия Вед говорит, что это лишь самые простые проявления Бога. Она говорит, что Бог способен принимать различные формы, Он может быть владыкой мира, но не это Его наивысшая форма. В своей абсолютной форме это Абсолютное Бытие, Абсолютное Знание, Абсолютное Блаженство. И это не качества Бога, а Его природа. Ведическое знание утверждает, что весь мир неотделим от Бога – Он единственный и нет другого. Бог проявляется как наша Вселенная – из самого Себя. И потому все, что мы видим в этом мире, ни что иное как Его проявление.
Это знание дошло до нас с самых древних ведических времен, и Индия хранит его как величайшее сокровище. Высочайшая философия утверждает, что Бог един, един и неизменен. Основываясь на этом принципе, мы приходим к гармонии.
То видение Вселенной, которое у нас есть – это ложное видение, потому что мы можем воспринять его только посредством наших чувств, а чувства по определению ограничены. Мы не можем выйти за пределы понятий времени и причинности. Мы видим многообразный мир потому, что сам ум существует во времени, пространстве и причинности. Поэтому мы говорим – дуализм верен до определенной степени. На более высоком уровне мы можем пользоваться философией качественного монизма. Бог един, Вселенная – это Его тело. Это наивысшее состояние, которое можно проверить опытным путем. С другой стороны, мы должны помнить, что никто не в состоянии дать полную картину наивысшей реальности, ибо на высочайшем уровне существует только Бог, и там уже нет разделения на клеточки.
Бесконечное не может измениться. У бесконечности не может быть частей. Почему? Потому что изменение означает движение. А если Бог бесконечен, разве он может куда-то переместиться? Ведь другого пространства нет. Поэтому Бесконечное означает неизменное.
Поскольку ни одна философия не в состоянии дать полную картину наивысшей реальности и может описать лишь часть ее, философия Вед включает в себя любую философию, устремленную к постижению истинной природы Бога и ни одной из них не противоречит.
Чтобы понять роль, которую может сыграть ведическая философия в современном мире, нужно понять ее основные принципы. Их четыре:
1. Единство Бога.
2. Божественность души.
3. Единство бытия.
4. Гармония религий.
О единстве Бога я уже говорил. Осознание божественности души тоже очень важно для современных людей. Следуя Библии, вы следуете именно принципу божественности души. Внешне вы заметите много различий между христианской и ведической философией, но на самом деле между ними нет никакой разницы. Ведическая философия утверждает, что вы божественны, и христианство говорит, что вы дети Божьи. Но современное Христианство часто акцентирует греховность человека. Конечно, этот момент есть в Библии, но на этом сейчас делается слишком большой упор. Ведь в подлинной природе души не может быть ничего дурного. Душа всегда остается чистой. Какие-то ограничения могут находиться в вашем уме и чувствах. И если вы совершаете какой-то грех, это загрязнение вашего ума, это загрязнение ваших чувств. Но тело – это лишь материал. Ум – это тончайшая материя, это лишь инструмент. Сосредоточьтесь на том, что вы чисты и что вы все можете. А если ваш ум работает неправильно, нужно излечить ум. Если душа ваша чиста, она может излечить и тело, и ум, и чувства.
Если вы будете считать себя животным, вы можете кого-нибудь укусить. Если вы будете считать себя царем, вы не сможете вести себя как бродяга. Точно так же, если вы будете считать себя частицей Бога, вы будете божественны. И вы увидите, что все религии говорят о единстве Бытия. Вы увидите, что именно об этом говорил Иисус и многие пророки прошлого и современности.
Ведическая философия не разъединяет, а объединяет людей. В нашем раздробленном мире она говорит о единстве, она говорит о Любви. Таково было ее истинное призвание в древние времена, таким оно остается и в наши дни. Ведическое знание – это знание об истинной природе Бога, истинной природе человека и истинной природе того мира, в котором мы находимся.

 
 
 

К статьям


К содержанию

© центр "Дханвантари" и издательство "Святослав". 2002-2009
Уважаемые господа, любое использование материалов - с обязательной ссылкой на авторов и на этот сайт, с договоренностью по адресу
dhanvantari@bk.ru