оглавление следующая глава

 
АШТАНГА ХРИДАЯ САМХИТА
Шримад Вагбхата
 
 
 

Глава 2. Виречана калпа (рекомендации по применению терапии методом очищения кишечника или слабительные составы)

Теперь мы изложим главу виречана калпа – приготовление слабительных составов,– так сказал Атрея и остальные мудрецы.

Триврит-шьяма калпа

  1. Триврит, будучи вяжущим, сладким, сухим и острым в конце переваривания, ослабляет капху и питту и своей сухостью вызывает увеличение анилы (ваты).
  2. Соединенный с лекарственными средствами, ослабляющими вату, питту и капху, приготовленный с различными составами, он способен излечивать все болезни.

3-5. Известно, что корни этого растения бывают двух разновидностей: а). шьяма (голубого цвета), называемые шьяма и б). шьямаруна (голубовато красного цвета), известные как триврит. Из этих двух разновидностей те, что называются триврит, очень полезны, не приносят вреда и легки (в употреблении). Они благоприятны людям со слабой конституцией, детям, пожилым людям и тем, у кого слабый кишечник.

Разновидность шьяма из-за своего глубоко проникающего и быстрого воздействия вызывает обморок, галлюцинации, скребущее ощущение в области сердца и горле, а также язвы (в горле). Но даже эта разновидность может подходить людям с крепким кишечником или при сильном увеличении дош, а также тем, чей организм сопротивляется воздействию (слабительных средств).

6. Следует выкопать корни, глубоко сидящие, гладкие, не слишком разросшиеся в стороны. С них следует снять кору, выбросив сердцевину (этих корней); затем кору следует высушить и хранить.

7-8. Затем, в надлежащее время, при болезнях, порожденных ватой, порошок из этой коры смешивают с небольшим количеством нагара и саиндхава и принимают, используя в качестве сопровождающего напитка какую-либо кислую жидкость. При болезнях, порожденных питтой, его принимают смешанным с гхи, сахаром и мёдом, используя в качестве сопровождающего напитка молоко, сок дракша, икшу, кашмарья, лекарственные средства групп сладкого вкуса (см. 10 главу сутрастханы) или сок (отвар) вара. При болезни, порожденной капхой, его смешивают с порошком панчакола, используя в качестве сопровождающего напитка пилу, коровью мочу, кислую кашу или другие подобные средства, ослабляющие капху.

9. К леха (конфитюру), приготовленному из пасты и лекарственного отвара триврита и сахара, добавляют мёд и триджата. После того, как он остынет, его применяют как очищающее и стимулирующее сердечное средство.

10-11. Аджагандха, тавакшири, видари, шаркара и триврит, измельченные в порошок и принятые с мёдом и гхи, легко вызывают послабление при саннипата джвара (лихорадке, порожденной увеличением всех дош одновременно), скованности частей тела, жажде и ощущении жжения.

12. Части сахарного тростника расщепляют и внутрь тростника помещают порошок триврит; затем ломтики тростника связывают вместе и приготавливают методом путапака (скрепленные ломтики обертывают в листья, покрывают глиной, высушивают, на несколько минут помещают в горящий уголь и извлекают из него после того, как они раскалятся докрасна). После остывания глиняную корку следует удалить, а приготовленный таким образом тростник следует пережевывать.

13-14. К равному количеству нили, бхринга (твак) и эла добавляют равное им трем количество триврита, к ним добавляют равное им всем количество сахара и измельчают в порошок. Этот порошок, добавив к нему фруктовый сок, мёд и (ячменную) муку, превращают в тарпана (питательный напиток). Этот состав является не приносящим вреда слабительным средством при болезнях, порожденных ватой, питтой и капхой, а также подходящим для тех, у кого ослаблена пищеварительная деятельность и кто слаб по своей конституции.

15-16. Равное количество семян виданга, вара, явашука (ячменные колосья) и кана и половина (от их общего количества) триврита, измельченное в порошок и принимаемое с мёдом и гхи или с пальмовым сахаром-сырцом (недоваренной патокой) предотвращает вздутия живота, увеличение живота вследствие заболевания селезенки, кашель, халимака (зрелую стадию желтухи), потерю вкуса или аппетита и множество других болезней, вызванных капхой – ватой.

17-20. По одному карша виданга, пиппали мула, трипхала, дханья, читрака, марича, индраява, аджаджи, пиппали, хастипиппали, дипьяка и панча лавана (пяти солей) измельчают в порошок. К нему добавляют по восемь пала тила тайла и порошка триврит, три прастха сока дхатрипхала и половину тула гуда (патоки или пальмового сахара-сырца). Все это приготавливают на маленьком огне (до состояния джема). Его следует принимать в предписанной дозе, не соблюдая каких-либо особых режимов (диеты или деятельности). Этот состав лечит проказу, геморрой, диабет, увеличение живота, свищ прямой кишки, заболевания 12-перстной кишки и малокровие, а также является пумсавана (средством, способствующим рождению детей мужского пола). Этот кальянака гуда подходит в любое время года.

21-23. Вьоша, триврит, семена кутаджа, амбхода, кримингха, амалака и триврит, положенные в равном количестве и смешанные с равным своему общему объему, измельчают в порошок и, при помощи мёда, скатывают в пилюли. Этот состав лучше всего подходит при дизурии, лихорадке, рвоте, кашле, туберкулезе, головокружении, истощении, ощущении жжения, малокровии, слабом пищеварении и различных видах отравлений. Этот состав, известный как авипаттикара йога, идеален для пациентов с заболеваниями, вызванными питтой.

24. Триврит, семена кутаджа, пиппали и вишвабхешаджа, смешанные с мёдом и соком дракша, являются подходящими слабительными средствами во время варша (сезона дождей).

25. Триврит, дуралабха, муста, шаркара, идучья, чандана, яштьяхва и сатала, принимаемые вместе с соком дракша, особенно подходят в осенний период.

26. Триврит, читрака, патха, аджаджи, сарала, вача и сварнакшири, истолченные все вместе в порошок и принятые с теплой водой, особенно подходят во время хеманта (холодного времени года).

27-28. Триврит с равным количеством шаркара является (идеальным) слабительным средством во время гришмакала (летнего периода).

Триврит, траянти, хапуша, сатала, катурохини и сварнакшири измельчают в порошок и настаивают в течение трех дней. Этот состав подходит для применения в любое время года и удаляет мала (доши) у тех, кто был должным образом пропитан маслом (применением олеотерапии).

29. Шьяма, триврит, дураламбха, хастипиппали, ватсака, нилини, катука, муста и шрештха измельчают в порошок и принимают с гхи и теплой водой. Этот состав подходит даже тем, кто сух (не подвергался масляной терапии), и благотворен в любое время года.

Так заканчивается шьяматриврит калпа.

Раджаврикша калпа

30-31. При таких болезнях, как лихорадка, сердечные заболевания, подагра, восходящее движение ваты и подобные нарушения, лучше всего подходит раджаврикша, поскольку он мягок (не слишком силен), сладок (на вкус) и прохладен (по воздействию). Благодаря своему мягкому воздействию и безвредности чатурангула (раджаврикша) особенно показан детям, пожилым людям, тем, у кого повреждена грудь (легкие), кто истощен и слаб по своей конституции.

32-33. Во время плодоносного сезона зрелые, полноценные и тяжелые плоды (раджаврикша) собирают и в течение семи дней запекают в песке. Затем их извлекают, отделяют сердцевину (костный мозг) и хранят в чистом сосуде (до тех пор, пока они не понадобятся).

34-36. Пациентам, страдающим от ощущения жжения и восходящего движения ваты, а также детям в возрасте от четырех до двенадцати лет следует принимать его вместе с соком дракша.

Можно назначать раствор чатурангула (раджаврикша) вместе с творожной водой (сывороткой), пивной накипью и соком дхатрипхала (каждым в отдельности), или пастой триврит и саувирака (перебродившей водой, в которой промывали рис).

37. Костный мозг плода помещают в отвар данти, смешанный со старой патокой или пальмовым сахаром-сырцом и затем, в течение месяца или двух недель, позволяют ему подвергаться процессу брожения. Такой перебродивший отвар можно принимать в качестве питья.

Так заканчивается раджаврикша калпа.

Тилвака калпа

38-40. Собирают внешнюю кору корней тилвака, удаляя их внутреннюю оболочку, высушивают на солнце, толкут в мелкий порошок (и разделяют на три части). Две части этого порошка вымачивают в отваре самого родхра (тилвака) и процеживают. Третью часть (тилвака) снова вымачивают или настаивают в отваре того же самого (тилвака); затем эту часть вновь вымачивают в отваре дашамула, высушивают и хранят наготове. В качестве слабительного средства его принимают в количестве одного панитала (карша) вместе с масту (сывороткой), коровьей уриной, пивной накипью, соком кола или дхатрипхала.

41. Леха (конфитюр), приготовленный с отваром и пастой тилвака с добавлением сахара и смешанный с гхи, является лучшим слабительным составом.

Так заканчивается тилвака калпа.

Судха калпа

42-46. Судха быстро разбивает скопление дош, но действует чрезмерно сильно и вызывает много осложнений и недомоганий. Поэтому не следует назначать её людям со слабым кишечником, детям, старикам, ослабленным пациентам и пациентам с хроническими заболеваниями. Это средство следует использовать при вздутии живота, увеличении живота, искусственном отравлении, заболеваниях кожи, сахарном диабете, малокровии, душивиша (слабом отравлении), опухании (водянке) и расстройствах разума, порожденных (усилившимися) дошами.

Лучше всего использовать ту разновидность судха, у которой много острых шипов, и чей возраст не превышает двух или трех лет. Растение следует надрезать ножом, лучше в конце шишира (холодного сезона) и нацедить млечный сок. Затем его следует смешать с равным количеством отвара из лекарственных средств билвади панчамула (по отдельности) или бхарнги, приготовить над горящим углем и скатать в пилюли. Этот состав следует принимать вместе с масту (сывороткой), коровьей уриной, сура (пивом) и другими подобными средствами.

47-48. Девять лекарственных средств, начиная с триврит (триврит, шьяма, арагвадха, тилвака, снухи, шанкхини, саптала, данти и драванти), вара (трипхала), сварнакшири и сатала в течение семи дней вымачивают в млечном соке снука, а затем принимают вместе с гхи. Подобным же образом можно принимать вьоша, уттама, кумбха, никумбха и агни (измельченными в порошок и вымоченными в млечном соке снука), запивая сиропом пальмового сахара или патоки.

Так заканчивается судха калпа.

49-50. Не слишком сухие плоды шанкхини собирают и очищают от кожуры. Затем собирают (и хранят готовыми к использованию) корни саптала. Оба средства очень сильно расширяют (тканевые каналы), и поэтому их следует использовать при болезнях, порожденных капхой, увеличении живота, отравлении, водянке и т.п. При болезнях сердца, порожденных вата - капхой, а также при вздутии живота следует использовать пасту из этих средств в количестве одного акша, запивая мадира (вином).

Так заканчивается шанкхини-саптала калпа

51-56. Напоминающие бивень слона корни данти и драванти, – твердые и плотные, медные и голубые по цвету, обладающие свойством глубокого проникновения и горячие по воздействию, - действуют стремительно и приводят к быстрому очищению каналов. Их следует обмазать мёдом и (пастой) пиппали, обернуть травой дарбха, покрыть глиной, высушить и поместить внутрь груды горящих углей. Когда из них начнет выходить пар, их следует извлечь, снять покрывающие их корочки и высушить на неярком солнце или над слабым огнем. От этого корни теряют свою способность вызывать расширение каналов. Затем следует их принимать вместе с масту (сывороткой), такра (пахтой), соком пилу или асава (перебродившим раствором). Лекарственный гхи, приготовленный с пастой и лекарственным отваром (корней данти и драванти) и отваром дашамула лечит висарпа (герпес), абсцессы, аладжи (разновидность кожных заболеваний), какша (опухоли или воспаления подмышечных желез) и ощущение жжения. Лекарственное масло, приготовленное с корнями данти и драванти лечит вздутие живота, диабет, геморрой, запор и ухудшение капхи и марута (ваты). Махаснеха (смесь жирных веществ), приготовленная с этими средствами, лечит недомогания, вызванные затруднением выхода фекалий, семени и газов, а также увеличением анилы (ваты).

Так заканчивается дантидраванти калпа.

57. Для того, чтобы вызвать послабление (при назначении слабительной терапии) следует главным образом использовать эти девять (лекарственных средств), начиная с триврита.

58-60. Харитаки можно использовать точно таким же способом, как и триврит. Восемь пала гуда (пальмового сахара), двадцать (частей) патхья (харитаки), по одному пала данти и читрака, по одному карша пиппали и триврита, измельчают в порошок, приготавливают вместе и скатывают в десять таблеток. Следует один раз в десять дней принимать одну такую таблетку, запивая теплой водой. Таким путем следует принять все десять таблеток. Такой режим, не требующий каких-либо дополнительных лечебных мер, лечит все заболевания; особенно благотворен он при заболеваниях 12-перстной кишки, малокровии, зуде, высыпаниях на коже и геморрое.

Так заканчивается харитаки калпа.

61. В зависимости от близости (сочетания с веществами, схожими по воздействию) или противостояния (сочетания с веществами противоположными по воздействию), от времени применения, времени приготовления состава и от графика (способа назначения) лекарства, даже принятые в небольшом количестве могут оказать очень сильное воздействие, а лекарства, принятые в большом количестве, могут оказать очень слабое воздействие.

62. Слабительные составы следует назначать вместе с порошком твак, кесара, амратака, дадима, эла или ситопала, макшика, матулунга или мадья, которые приносят пациенту удовольствие.

Так заканчивается глава, называемая виречана калпа, вторая глава Калпасиддхистханы, входящей в Аштангахридайя-самхиту, автором которой является Шримад Вагбхата, сын Вайдьяпати Симхагупты.

 

Перевод Ю. Сорокиной

оглавление следующая глава

К содержанию

 

© Подготовка и перевод материалов - Юлия Сорокина и центр "Дханвантари". 2001.
При использовании материалов просьба ссылаться на авторов и на этот сайт