Мокша
Пуруша и пракрити
Гуны
Индрии
Аханкара
Манас и буддхи



Санкхья

Классические тексты

Существуют два пути духовной эволюции - нивритти-марга (путь монашества и служения) и правритти-марга (срединный путь постепенного развития духовного сознания и связи с Богом). В первом случае человек ставит во главу угла "мокшу" (достижение духовного освобождения). Принимая отреченный образ жизни, он покидает семью и общество. Он исполняет тяжелые аскезы и обеты для обуздания своих чувств и ума. В этом случае он должен удалиться в уединенное место (монастырь или горы), где ничто мирское не будет отвлекать его от подвижничества и медитации. Он должен принять целибат (полностью отказаться от половых отношений), отвернуть продукты насилия (мясо, рыбу, яйца), избегать любых наркотические средств (алкоголя, табака, чая, кофе и им подобных), оставить все материальные амбиции (желания богатства, славы, могущества, власти), сильно ограничить себя в продолжительности сна и количестве пищи. Он должен жить только за счет пожертвований и довольствоваться дарами природы (если он живет в лесу или в горах). Подобный путь духовного развития может привести к быстрому эволюционному скачку, и человек может в течение одной жизни достигнуть освобождения от материальной зависимости и вернуться к Богу. Однако нивритти-марга таит в себе немало опасностей, особенно в Кали-югу, эпоху, которую вот уже пять тысячелетий переживает наша цивилизация. В одном из самых прославленных арийских писаний, Бхагавад Гите, Господь говорит Арджуне: “Среди многих тысяч людей лишь один стремится к совершенству, среди многих тысяч тех, кто устремлен, едва ли один достигает Меня”. Поэтому Аюрведа рекомендует правритти-маргу как более постепенный, но и более надежный путь духовной эволюции. В этом случае человек жизнь за жизнью очищает себя, поднимаясь с одной ступени на другую. Он может в разумных пределах получать мирские наслаждения (кома), трудиться на благо своей семьи и общества, в котором он живет (артха), следовать своей дхарме (выполнять кармическую программу, данную ему свыше, используя различные методы религии и йоги). Изучать священные писания для понимания своей истинной природы. Посещать святые места и общаться с садху (святыми) и праведниками. Постепенно развивать любовь к Богу и ко всем живым существам. Такой путь подобен медленному восхождению на вершину. Остановки на этом пути не приводят к каким-либо значительным потерям. "Тонкое” тело человека (психика) не разрушается во время смерти, поэтому все реализованное (опытное) знание, все развившиеся способности, все его духовные достижения будут ему подспорьем в следующем рождении.

В соответствии с философией Санкхья, следующий путем правритти-марга должен быть открытым для всего мира. Любая личность, природа или жизненное событие могут стать причиной прозрения или приобретения определенного духовного опыта для человека, готового увидеть в этом перст Всевышнего.

 

 

   

Классические тексты

 

К содержанию
К содержанию