к началу



Санкхья
 
Пуруша и пракрити
Гуны
Индрии
Аханкара
Манас и буддхи
Мокшадхарма



Санкхья
 

В данной системе знаний материя изначально имеет форму энергии, которая под влиянием воли Брахмы "уплотняется" в форму вещества, создавая все многообразие видимых и невидимых нашему глазу объектов Вселенной. Эти объекты состоят из пяти составных частей этого мира, так называемых "грубых" материальных элементов или стихий (маха-бхутов), которые суть:

"земля" (притхви), являющий принцип структуры или твердого состояния вещества (энергия, упакованная в вещество),

"вода" (джала) - принцип взаимодействия или жидкого состояния ве-щества,

"огонь" (агни) - принцип выделения энергии из вещества (распаковка энергии) или плазменного состояния,

"воздух" (ваю) - принцип движения материи или газообразного состояния вещества

"эфир" (акаша) - субстанция пространства, некий аналог такого понятия современной науки, как физический вакуум, или физическое поле материи.

Кроме этих материальных элементов существуют и более тонкие, полевые составляющие материи, главными среди которых являются
чувства (индрии)
ум, сознание (манас),
разум, интеллект(буддхи) и
эго (аханкара).

Мудрец Капила указывает на независимую составную часть природы данных элементов материи. Рассматривая Вселенную как единый живой организм, устроенный подобно нашему телу, он выводит из этой аналогии концепцию тождества макро- и микрокосма. Каждое действие во Вселенной имеет причину и следствие (свойство элемента "огонь"). Каждая точка Вселенной содержит информацию обо всей Вселенной (свойство элемента "эфир"). Как внизу, так и наверху (свойство элемента "воздух"). Все объекты Вселенной находятся в неразрывной связи друг с другом (свойство элемента "вода"). Энергии Вселенной, переходя из одного состоя-ния в другое, никогда не исчезают (свойство элемента "земля").

Согласно философии Санкхъя, существует 8 миллионов 400 тысяч форм жизни, которые распространены в самых различных уголках нашей Вселенной. Однако понятие видов жизни в данной системе знаний сильно отличается от точки зрения современной биологии, которая называет жизнью "определённый способ существования пуриновых и пирамидиновых оснований (белковых тел)". Ведическая система знаний определяет жизнь как форму существования души (дживатмни дживы). Отсюда семантическая связь санскритского слова "джива" и русского "жизнь". Каждая душа, проходя эволюцию в материальном мире, в зависимости от уровня своего сознания последовательно занимает ту или иную нишу во Вселенной. Этими нишами и являются формы или виды жизни. Иначе говоря, формы жизни тождественны ступеням сознания. Живые существа, находящиеся на одной ступени сознания, могут иметь в то же время различные тела и формы в зависимости от планеты и среды обитания. Телесные оболочки души состоят из всевозможных комбинаций "грубых" и "тонких" элементов материи

Согласно системе знаний Санкхья основу человеческого тела составляет определенное сочетание первоэлементов "земли", "воды", "огня", "воздуха" и "эфира". Всевозможные комбинации "грубых" материальных элементов порождают всё разнообразие форм и видов человеческой жизни.

И.И. Ветров

 
 

Классические тексты

 

К содержанию
К содержанию