к началу



ОБУЧЕНИЕ

Ведическая культура
Качества врача
Качества трактата
Язык трактатов


В древние времена обучение Аюрведе проходили только избранные, в соответствии с принципами карма и гуна. Карма означает, что человек должен был получить благоприятное рождение, как правило в роду нандья (потомственные лекари), чтобы он с самого раннего детства мог усваивать необходимые принципы и получить должное воспитание. Гуна означает соответствующие способности. Обычно на исходе третьего месяца от момента рождения ребёнка родители приглашали опытного брахмана-астролога для составления гороскопа. Гороскоп в основном предназначен не для предсказаний судьбы, а для определения прарабдха-кармы человека: его духовных задач, слабых и сильных сторон характера, социальных возможностей и профессионального таланта. Для обучения Аюрведе необходимы были соответствующие способности. Обычно в пять лет ребёнка отдавали в специальную школу - гурукулу при монастырях, где под руководством опытного учителя (гуру) он проходил в течение 20 лет обучение по всем аспектам медицинской науки, осваивал философию, астрологию,
йогические и духовные практики. Он должен был в совершенстве овладеть методами диагностики и терапии. Он должен был поддерживать в чистоте своё тело и душу. Он должен был иметь безупречный характер и возвышенное мышление.

Не все желающие считались пригодными к обучению аюрведе. Решение об обучении принималось наставником, который сначала всесторонне испытывал человека, желающего стать учеником. Тот должен был обладать определенными физическими и моральными качествами.

Некоторые требования к ученику, которые предписывали Чарака и Сушрута:

  • Спокойствие; природное благородство; доброта; неспособность совершить подлость; чистота в поступках

  • Нормальное состояние глаз, лица и носа; тонкий, красный и чистый язык;
    здоровые зубы, губы и нормальный голос;
  • Упорство и настойчивость; отсутствие тщеславия, интеллектуальность, вдумчивость и сострадательность
  • Наличие хорошей памяти и способности рассуждать; свобода мысли;
  • Происхождение из семьи врача или того, кто был предрасположен стать врачом;
  • Желание познать истину и преданность истине;
  • Физическое совершенство; хорошо работающие органы чувств;
  • Скромность и отсутствие эгоизма;
  • Способность понимать истинную природу вещей;
  • Отсутствие раздражительности и вредных привычек;
  • Отсутствие склонности совершать ошибки под влиянием страстей: играть в азартные игры, спать в течение дня, плохо отзываться о других, увлекаться женщинами, пением и танцами, игрой на музыкальных инструментах и бесцельными прогулками.
  • Ровный характер, чистота, хорошее поведение, любовь к учёбе, энтузиазм и добрый нрав;
  • Преданность учению; непрерывный интерес к изучению теории и практики постигаемой науки;
  • Отсутствие лени и жадности; склонность к уединению
  • Расположенность к другим людям; склонность искать во всех существах прежде всего хорошие черты;
  • отсутствие надменности, гордости, гнева, алчности и лени
  • Соблюдение всех указаний учителя;
  • Преданность учителю.

Поскольку и преподавателем может стать не каждый, к наставникам предъявлялись следующие требования:

  • Сострадательный к тем, кто к нему приходит
  • Безупречного поведения
  • Умный, опытный в своей профессии, расположенный к ученикам и к их обучению
  • Не питающий преступных намерений и не склонный к гневу
  • Способный переносить лишения и боль
  • Способный делиться с учениками своими мыслями, когда они ждут его указаний

Идеальный учитель – это тот, кто имеет твёрдую теоретическую базу и обладает большим практическим опытом, а также мудр, умел, искусен и благочестив. Он также должен обладать всеми необходимыми для постановки диагноза и лечения средствами, полноценными органами чувств, быть трудолюбивым и лишённым гнева, зависти и тщеславия, знать и чувствовать человека, быть разумным ввыборе лекарств и назначении лечения, а также ласковым к своим ученикам. Его знаниям не должно мешать слишком большое количество прочитанных текстов и работ по медицине, и он должен уметь чётко излагать свои мысли. В обязанность наставнику вменялось передать подробные сведения в области разных областей жизни и аюрведы, объяснять истинный смысл различной информации, заключенной в авторитетных текстах. Наставник, обладающий всеми этими качествами, передаёт свои знания хорошему ученику, как туча проливается на плодородную почву обильным дождём, обеспечивая хороший урожай.

Ученику следует стремиться приблизиться к такому учителю, уважать его так же, как огонь, бога, царя, отца и наставника. После овладения основами учения, ученик должен, с его благословения, продолжать упорно трудиться, чтобы достигнуть совершенства в знании теории, ясности выражения мыслей, понимания различных подходов, методов и способов, и овладеть ораторским мастерством.

Ученик не должен был ограничиваться изучением одной только Аюрведы, но должен был освоить максимальное количество всех других отраслей науки и философии, которые могли способствовать истинному пониманию человека. Ученику стремились объяснить, что формальное обучение - это лишь тот минимум знаний, которыми должен располагать врач. Лишь после многих лет практики, наблюдений, дальнейшего обучения и размышления человек мог стать достойным своей профессии. Если он не сумел поддержать на высоком уровне постоянное совершенствование в своем деле, его считали не истинным врачом, а просто самозванцем.

Сушрута Самхита (во 2-4 главах Сутрастханы) подробно описывает те качества, которыми должен был обладать ученик, желающий постичь науку Аюрведы, обряд посвящения в ученики и качества, которые он должен был проявлять во время обучения.

Согласно Сушруте будущий ученик должен был происходить из хорошей семьи, принадлежать одной из первых трех варн, быть старше десяти лет, обладать желанием обучаться, быть настойчивым, старательным, полным энергии, чистым телом и разумом, владеющим собой, обладать хорошей памятью и пытливым разумом. Если качества ученика не соответствовали этим требованиям, будущий наставник имел право отказать ему в обучении.

Обряд посвящения в ученики проводился торжественно, с использованием необходимых ритуальных предметов, символов, священных растений и чтения священных гимнов. Проводился он в соответствии с обрядом, называемом Дарви Хома. Во время благоприятной мухурты (периода времени, равного 48 минутам и называемого Шива, Бхуджанга и т.д.) и кшаны (астрологическому времени дня), когда луна входит в созвездия Пушья, Хаста, Шравана или Ашвайюк, в благоприятный день прибывающей луны после уттараяны (летнего солнцестояния), ученик должен, соблюдая пост, совершить омовения и облачиться в шафрановые одеяния. С собой ему нужно принести самидху (сухие ветви, используемые для жертвоприношений), горящий факел, гхи, сандаловую пасту, глиняный горшок, наполненный водой, гирлянды, лампаду, золото и золотые украшения, серебро, драгоценные камни, жемчуг, кораллы, шёлковые одеяния, паридхи, или палочки, сделанные из палаши (Butea monosperma) длиной в один кубит (~ 0,5 м) для возложения на четыре стороны хомакунды (прямоугольная ямка для жертвенного костра), кушу (Demostachya bipinnata), жареный рис-падди, саршапу (Brassica nigra), акшату (цельный очищенный рис), отдельные белые цветы и связанные из них венки и гирлянды, пищу, способствующую обострению интеллекта, и благовония.

Когда ученик осуществит все необходимые для церемонии приготовления, учитель должен соорудить стхандилу (сооружение, имеющее квадратную форму, высотой в четыре кубита) на ровном и чистом месте и расположить её с уклоном к востоку или к северу. Она должна быть смазана коровьим навозом, посыпана травой куша и ограничена со всех четырёх сторон. Затем её нужно украсить с помощью всего того, что принёс ученик – сандала, глиняного горшка, воды, шелковых тканей, золота и золотых украшений, серебра, драгоценностей, жемчуга, кораллов и продуктов. После выполнения обряда хомы ученик посвящается в учение аюрведы.

Наставник из высшей варны мог посвятить в ученики человека из любой варны, учитель из рода кшатриев мог посвятить кшатрия или вайшья. Вайшья мог посвятить студента только своей варны. Науке аюрведы мог обучаться и шудра, если обладал необходимыми для этого качествами и усердием, и постоянно практиковал повторение священных мантр.

По завершении обряда учитель обращался к ученику с наставлением, в котором было предписание избегать похоти, гнева, жадности, невежества, эгоизма, грубости, скупости, лицемерия, праздности и других действий, осуждаемых праведными людьми. Он должен был соблюдать определенные гигиенические процедуры, жить праведной жизнью и во всем подчиняться наставнику. Ученик находился под руководством наставника в любое время - во время работы, отдыха, обучения и т.д., - добиваясь того, чтобы учитель был им доволен. В ином случае обучение считалось тщетным. Учитель также брал на себя ответственность за обучение, утверждая, что если при полном прилежании ученика он не сможет привить ему нужные умения, он будет считать свои познания напрасными и работу - бесполезной. Ученику предписывалось лечить всех, кто к нему обратиться - брахманов, наставников, стариков, друзей, нищих и беспомощных, тех, кто пришел издалека, так, словно это его личные друзья или родственники, не требуя вознаграждения, используя свои лекарства и применяя все полученные знания. Предписывалось не оказывать помощи охотникам и птицеловам, тем, кто постоянно грешит и тем, кто разрушает свою жизнь. Только таким путем ученик мог со временем обрести друзей, почет, благосостояние и все, что желает в жизни.

Процесс обучения подчинялся определенным правилам. Не следовало начинать занятия в день новолуния, на восьмой день ущербной луны, в полнолуние или на закате или рассвете - в то время, когда день встречается с ночью, - в дни плохих знамений, т. е. в те дни, которые брахманы считают неблагоприятными для изучения Вед, поскольку тело в эти дни недостаточно чисто.

Ученик должен был исполнить необходимые обряды и прочитать ежедневные молитвы и, очистив тело и разум, сесть рядом с наставником и повторять за ним шлоки авторитетных трактатов до тех пор, пока каждую из них он не запоминал наизусть. Шлоку необходимо было повторять не слишком поспешно и не слишком медленно, не громко и не тихо, но отчетливо и ясно, так, чтобы ум мог усвоить произнесенное. Ученик должен был быть сосредоточен на учении; во время повторения он не должен был жестикулировать или делать излишние движения. Никому не следовало проходить между учеником и учителем во время занятий.

Врач должен был в равной степени освоить и практику и теорию науки, поскольку и искушенный в знании текстов, но несведущий в практике лечения ученик, и хороший практик, не усвоивший должным образом теорию, одинаково подвергались осуждению как люди, не своившие науку до конца и могущие нанести вред пациенту.

Использованы: тексты Сушрута Самхиты, Чарака Самхиты, Бхагавана Даса, статья Сунила Пандья, и материалы Интернет.

[Качества врача] [Качества трактатов] [Язык трактатов]

К содержанию
К содержанию

 

© Подготовка и перевод материалов - Ю. Сорокина и центр "Дханвантари". 2001-2009.
Уважаемые господа, копирование не возбраняется, но любое использование материалов - с обязательной ссылкой на авторов и на этот сайт, с договоренностью по адресу dhanvantari@bk.ru