к началу



Язык научного трактата и традиция стихосложения

Качества врача
Качества трактата
Обучение
Ведическая культура


Общим правилом написания научных трактатов было наличие “коренного” текста, содержащего основные правила, положения или афоризмы, большей частью в форме коротких стихов, рассчитанных для быстрого запоминания наизусть. На эти основные правила затем составлялись подробные комментарии и субкомментарии. Таков порядок в индийской математике, грамматических трудах, в теории поэзии и в различных философских системах; таким же является и основное сочинение Вагбхаты.

По правилам стихосложения самые старые части научных трактатов написаны 16-слоговой двойной шлокой. Такие двойные шлоки распадаются на четыре 8-слоговые полустроки, не требующие обязательной симметрии в ритмическом смысле. Каждое двустишие обычно содержит законченную мысль, при этом первая строка обычно является законченной частью предложения (высказывания). Ритм санскритской поэзии построен на долготе, краткости и количестве слогов, образующих музыкальный такт. Шлока фиксирует количество слогов, но не фиксирует ударений, что делает санскритский стих близким к силлабическому стихосложению, связанному с определенным распевом. Размеры шлок близки иррациональному спондею или дактилическому анапесту греков. До некоторой степени санскритская шлока близка к русскому былинному размеру или польскому 13-сложному стиху. Лишь позднейшие индийские поэты выработали правила фиксированного ударения, приближающий санскритский стих к метрическому. Стихами, близкими к метрическим, написаны "Сушрута Самхита" и "Аштангахридайя Самхита", в то время как "Чарака" изложена как старым санскритским стихом, так и метрическим стихом и прозой.

 

 

[Качества врача] [Обучение] [Качества трактатов] [Ведическая культура]

К содержанию
К содержанию

 

© Подготовка и перевод материалов - Юлия Сорокина и центр "Дханвантари". 2001.
Любое копирование и использование материалов - с обязательной ссылкой на авторов и на этот сайт

dhanvantari@bk.ru